Запад Культура

«Молчание» — «Тайна будущего века»

30 января 2017
Рецензия на новый фильм Мартина Скорсезе «Молчание».

     Российский кинопрокат, изобилующий в наступившем году яркими премьерами, уготовил новое кинематографическое творение легендарного Мартина Скорсезе. Фильм порадует поклонников киноклассика библейской символикой и евангельскими аллюзиями.

     Символической ряд, созданный на сей раз мастером саспенса, страшен и мучителен, начиная от предсмертных гимнов на Голгофе и заканчивая трупом священника, так и не дождавшимся ответа от Бога. Впрочем, как и всё у великого режиссёра, в этой эстетике безобразного кроется своя магическая сила. Это касается и завораживающего, окутанного дымкой видеоряда, и экзальтированных японских крестьян и двусмысленной подачи жестокой правды отступника Иезуита в исполнении брутального Лиама Нисона. Однако, говоря об эстетике безобразного, речь в данном случае не только и не столько в натуралистических сценах и даже не в отрубленной голове одного из персонажей, сколько в ужасе самой истории. И ужас этот в гробовом молчании того, чей спасительный глас вывел Моисея и за ним всё человечество через пустыню смерти к вере и надежде. Почему же Он теперь молчит, когда умирают на кресте Его дети? В этом вопросе, пожалуй, и кроется основная идея исторического романа Сюсаку Эндо «Молчание», сюжет которого и лёг в основу одноимённой картины Мартина Скорсезе. Автор романа — японский классик, католик по вероисповеданию, пошёл в своем произведении по лезвию ножа, затронув провокационную тему веры в контексте обратной связи. Подобными бесами сомнения, как известно, болел Достоевский, но в отличие от своего русского единомышленника, Эндо почти не оставляет надежды на свет.

     Фильм - бунт или фильм - исповедь?

     События фильма «Молчание» в медитативном ритме знакомят зрителя с историей гонений на христиан в Японии. К XVII веку японцы в тирании преуспели и в лице инквизитора (Иссэй Огата) подвергали как западных миссионеров, так и новоначальных местных жителей изуверским пыткам. Скорсезе же детально прорисовывает подробности крестных страданий верующих. Но весь ужас телесных испытаний меркнет в глазах священнослужителя, когда его подвергают поистине нечеловеческим нравственным пыткам. Ибо перед ним выбор, который миновал многих праведников: милосердие к своим собратьям или собственная вера. Герой картины — отец Родригес (Эндрю Гарфилд) — выбирает милосердие, ценой которому — вероотступничество. Стоит отметить, что тут нарушается драматургическая канва, потому что весь путь, проделанной зрителями вслед за подвижничеством Родригеса, которого зритель, благодаря режиссерской подаче, идентифицирует с образом эль-грековского Христа, приводит к полнейшему краху. Остаётся открытым вопрос, нарушает ли Скорсезе эту канву в угоду исторической правде или же, поступается правилами, следуя собственным сомнениям. Воспитанный в католических традициях и в вере Христовой, режиссёр понимает всю трагедию духовной брани, когда «поле битвы — сердца людей». Он не связал свою жизнь с религиозным служением, как собирался в юности, но посвятив себя киноискусству, мастер будто через всё своё творчество, виртуозно экспериментируя с жанрами, делал попытки диалога с Творцом. Отсюда и ощущение, что его фильм «Молчание» получился как некая исповедь. Или всё-таки как бунт?

     Загадка искусства, загадка молчания

     Впрочем, как и все произведения искусства, новая кинокартина Скорсезе скорее ставит вопросы, нежели даёт ответы. Да и стоит ли искать ответы на чаяния такого масштаба, ведь «надо правду искать на небе, куда она ушла от нас». Замысел же классика мирового кинематографа велик, ибо он попытался постигнуть скрытую суть молчания, которая согласно преподобному Исааку Сирину, «есть тайна Будущего Века».

     Подводя черту, стоит отметить, что фильм «Молчание» — это религиозная драма, способная вывести из зоны комфорта любого, для кого вопрос веры не пустой звук. При этом аудио-визуальные эффекты фильмы, как и тонкий психологический рисунок роли Эндрю Гарфилда вместе с искусными образами его коллег способны удовлетворить вкус самого взыскательного киномана.


Комментариев пока нет