Россия Культура

Конкурсная программа ММКФ закончилась шекспировской драмой, а церемония закрытия фестиваля совпала с репетицией Парада Победы

28 апреля 2018

В преддверии майских праздников, 26 апреля 2018 году в столице завершил свою работу юбилейный, 40-й Московский Международный кинофестиваль (ММКФ). В связи с Чемпионатом мира по футболу, проведение Московского кинофестиваля было перенесено с конца июня на конец апреля. Так, впервые за много лет ММКФ проходил под раскаты весеннего грома, а также под грохот танков. Да, финал внеконкурсной программы Московского Международного кинофестиваля совпал с генеральной репетицией Парада Победы.

Что касается конкурсной программы ММКФ, то завершилась она шекспировской драмой – кинокартиной «Офелия» (Ophelia) австралийского режиссера Клер МакКарти. «Офелия» перекликается с шекспировским «Гамлетом», не являясь при этом его копией. Клер МакКарти обращается к известной истории, наводя фокус на героиню, а не на героя. Для этого за основу фильма взята не сама пьеса великого драматурга, а ее интерпретация романисткой Лисой Кляйн. Собственно, сюжет про то, как «все гнило в Датском королевстве» с последующим братоубийством и местью наследного принца стара, как скандинавская сага. Как известно, Шекспир при создании трагедии «Гамлет» опирался на исторические хроники Саксона Грамматика «Деяние данов», в одной из которых ведется повествование о принце Амлете. В экранной версии МакКарти, история про любовь и ненависть в Датском королевстве представлена сквозь призму женского сознания. Оттого в картине отсутствует хрестоматийный монолог «быть или не быть», нет призрака, который бы являлся Гамлету, зато есть колдунья (привет Макбету) за снадобьями к которой ходит Офелия. Снадобья берет девушка не для себя – для Гертруды («не пей вина, Гертруда»). При этом пользуется баночкой с зельем и сама Офелия (словно Джульетта), когда возникает надобность умереть, чтобы потом ожить. Для чего? Для того, чтобы поведать свою собственную историю потомкам. 

Отдельного упоминания заслуживает и видеоряд фильма. Визуальное насыщение кадров является прямой отсылкой как к известной картине художника Милле «Офелия», так и к другим полотнам прерафаэлитов. Эпоха Средневековья, во время которой происходят представленные на экране события, передана в фильме через такие характерные детали, как готические витражи с разноцветными стеклами, черепа как символ Memento mori, колдуньи, кубки с зельями, замки, кинжалы и она – дама, которая слабой может и не быть, но прекрасной оставаться обязана. 

Стоит заметить, что актерский состав фильма без преувеличения можно назвать звездным – роль Офелии исполнила Дейзи Ридли, известная публике по «Звездным войнам», Гертруду играет Наоми Уоттс, Клавдия – Клайв Оуэн, Джорж Маккэй выступил в роли Гамлета.

Выступая на пресс-конференции, продюсер картины Сара Кертис сделала следующее заявление: «В оригинальной пьесе Офелии отдано около тридцати строк. Когда я прочитала книгу Лизы Кляйн, я очень обрадовалась — ну наконец-то! Мне кажется, наш фильм — это большой шаг к женскому эмпаурменту».

Комментариев пока нет