Россия Культура

Балалайка - символ русской культуры

23 июня 2016
Балалайка - замечательный инструмент, по-праву носящий звание одного из основных символов русской культуры.

Балалайка – русский народный щипковый струнный инструмент. Балалайки бывают различной длины: самая маленькая 600 миллиметров, самая длинная – 1,7 метров. Корпус инструмента склеен из нескольких отдельных сегментов, в основном их 6-7. На грифе нынешней балалайки имеется 16-31 лада из белого металла. До конца XIX века их было максимум 7.

При правильном, академическом настрое балалайки, две ее струны (вторая и третья) должны звучать в унисон – нота МИ, одна немного выше – нота ЛЯ. В народном строе все три струны звучат по-разному. Такой строй позволяет проще воспроизводить трезвучия, но при этом усложняется игра по открытым струнам.

Звук балалайки мягкий, но звонкий. Для извлечения звука чаще всего используют следующие приемы: пиццикато, вибрато, бряцание, тремоло, дроби, одинарное пиццикато, а также приемы игры на гитаре. Балалайка используется как ансамблевый, оркестровый или сольный концертный инструмент.

Балалайка, так же как и гармонь, считается символом русской культуры и русского народа.

История появления Балалайки

История появления балалайки уходит корнями в глубину веков. Правда, здесь имеются некоторые неточности, так как существует множество документов и сведений о появлении этого инструмента. Одни считают, что балалайку придумали на Руси, другие уверены, что она произошла от киргизского народного инструмента – домбры.

Есть еще одна интересная версия, что балалайку придумали во времена татарского владычества. И что заимствовали ее у татар. Сложно назвать и точную дату происхождения этого инструмента. Это еще один спорный вопрос. Считается, что этот музыкальный инструмент появился в 1715 году, но есть и более ранние упоминания о балалайке, датированные 1688 годом.

Вероятнее всего, балалайку придумали крепостные, чтобы скрасить свою жизнь. Вскоре балалайка распространилась среди скоморохов и крестьян, которые разъезжали по нашей огромной стране. Скоморохи веселили народ на ярмарках, зарабатывая себе на пропитание и на выпивку, и даже не задумывались, что они играют на необычном инструменте. Но, великий князь русский, своим указом повелел собрать и сжечь все инструменты, а тех, кто не подчинится его указу, высечь и отправить в Малороссию. После смерти царя, о запрете постепенно забыли, и балалайка снова заиграла по стране, но опять ненадолго. Популярность сменилась практически полным забвением вплоть до XIX века.

Популяризация Балалайки

Балалайка была забыта, но только лишь на время. Некоторые крестьяне все также продолжали играть на трехструнном инструменте. Однажды, игру на балалайке услышал молодой дворянин Василий Андреев. Ранее он считал себя знатоком народных инструментов Руси, но при этом ничего не знал о балалайке. Его поразило качество звучания этого инструмента, и он решил сделать балалайку снова популярной.

В первую очередь, он понемногу сам освоил этот инструмент. Потом он обратил внимание, что балалайка способна на гораздо большее, если ее немного усовершенствовать. Андреев поехал в Петербург к скрипичных дел мастеру Иванову и попросил помочь ему улучшить звучание инструмента. Иванов категорически отказался заниматься усовершенствованием балалайки. Тогда Андреев достал старую балалайку и исполнил на ней одну из народных русских песен, после чего Иванов оценил его игру и согласился помочь.

Процесс улучшения был длительный и сложный, но, все-таки, через определенное время новая балалайка была готова. Однако, планы Андреева были гораздо шире, нежели просто усовершенствовать инструмент, - он хотел распространить ее среди народа. С того времени было введено новое правило: всем приходящим на службу солдатам выдавали балалайку, которую они забирали с собой после службы.

Таким вот образом, балалайка снова распространилась по всей России, и стала одним из самых известных инструментов. Кроме того, Андреев решил создать несколько разновидностей балалаек разных размеров, по аналогу струнного квартета. Вместе с мастерами Налимовым и Пасербским он изготовил целое семейство различных балалаек: дискант, секунда, прима, пикколо, бас, альт и контрабас. Все эти инструменты объединили в Великорусский оркестр, который выступал во многих странах мира, прославляя русскую культуру и саму балалайку.

Изначально, Андреев сам играл в оркестре, после он уже дирижировал им. К тому же, он выступал сольно, устраивая “Вечера Балалайки”. Благодаря его стараниям, балалайка стала необычайно популярна не только в России, но и за ее пределами. Более того, Василий Андреев обучил множество учеников, которые также стремились поддерживать популярность инструмента. В это время, обратили внимание на балалайку и композиторы, она впервые заиграла с оркестром.

Устройство Балалайки

Балалайка, усовершенствованная дворянином Андреевым, значительно отличалась от балалаек первого образца. По его требованию, мастера сделали ее короче до 700 миллиметров. Одно резонаторное отверстие круглой формы заменили несколькими отверстиями, расположенными в форме звезды. Деку балалайки сделали из ели, а для изготовления задней ее часть использовали бук. В результате таких изменений корпус балалайки стал более резонансным.

Современная балалайка изготавливается из соснового дерева. Балалайка, как и всякий народный инструмент, звучит только в том случае, если она сделана искусными руками настоящего мастера. Кроме того, балалайка не может иметь математически ровной базы, что очень сложно достичь, даже если изготовлением инструмента занимаются опытные мастера. Две первые струны балалайки создаются в унисон, а третья звучит отдельно.

Балалайка состоит из трех основных частей: корпус (кузов), состоящий из передней части (деки) и задней части, собранной из отдельных деревянных элементов. В основном таких элементов шесть или семь. Далее идет гриф с закрепленными на нем ладами и головка - верхняя часть балалайки, на которой находятся ролики и механика, необходимые для настраивания балалайки. Дека - передняя часть корпуса инструмента, содержит голосник. Над этим голосником имеется панцирь, необходимый для защиты деки от ударов во время игры.

Строй инструмента

У балалайки должно быть три струны и, так называемый, строй балалайки. Первая струна балалайки настраивается так, чтобы она издавала звук первой октавы ЛЯ. Остальные две струны должны звучать как МИ первой октавы. Следовательно, две струны из трех (вторая и третья) должны настраиваться полностью одинаково, а тонкая первая струна должна издавать звук, который получается, если вторую и третью струну прижать к пятому ладу. То есть, у правильно настроенной балалайки вторая и третья струна прижатые к пятому ладу и первая открытая струна при щипке или ударе должны воспроизводить одинаковый звук – первая октава ЛЯ.

Виртуозы-балалаечники

В настоящее время наиболее известными в нашей стране являются балалаечники: Блинов, Рожков, Архиповский, Шутов, Горбачёв, Быков. Занимаясь концертной и преподавательской деятельностью, они стараются привлечь внимание к Балалайке и популяризировать великий русский инструмент.


Комментариев пока нет

Новости партнёров